На этой странице Вы найдете ответы к ВПР по русскому языку за 5 класс для 5 варианта. В данном решебнике предоставлены 10 вариантов типовых заданий для официальной демоверсии.
Инструкция нажмите
Инструкция по выполнению всероссийской проверочной работы по русскому языку:
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Задание №1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Ре(т/д)кая волна бе..шумно стучит..ся (в)берег(4). Шлёпн..т потом возвращает..ся вспять(1). Подождёт и снова тащ..т гравий обратно. Сер..бристо-ч..рное небо сплошь осыпано августовск..ми(3) звёздами. Млечный Путь выр..стает(2) над головой руслом небес..ной реки. Небо отражает..ся (в)море. Ты лежиш.. на тёплой гальке. Подним..ш.. голову (в)небо и не поймёш.., где верх, а где низ. Будто в..сишь ср..ди звёз..ной бездны. (По)всем напр..влениям кат..тся вспыхивают падающие звёзды. В бурьяне тр..щ..т сверч..ки и где-то очень д..леко ла..т собаки.
Снач..ла каж..тся, что звёзды неп..движны. Но нет. Присмотр..шься — и видно, что весь небес..ный свод медленно пов..рачивается. Одни звёзды опускают..ся за дачи. Другие, новые, во..ходят на небосклон.
(По В. Катаеву)
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Редкая волна бесшумно стучится в берег. Шлёпнет, потом возвращается вспять. Подождёт и снова тащит гравий обратно. Серебристо-чёрное небо сплошь осыпано августовскими звёздами. Млечный Путь вырастает над головой руслом небесной реки. Небо отражается в море. Ты лежишь на тёплой гальке. Поднимешь голову в небо и не поймёшь, где верх, а где низ. Будто висишь среди звёздной бездны. По всем направлениям катятся, вспыхивают падающие звёзды. В бурьяне трещат сверчки, и где-то очень далеко лают собаки.
Сначала кажется, что звёзды неподвижны. Но нет. Присмотришься — и видно, что весь небесный свод медленно поворачивается. Одни звёзды опускаются за дачи. Другие, новые, восходят на небосклон.
Задание №2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 виды анализа слова, словосочетания, предложения:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения
(1) — фонетический анализ слова «вспять».
Решение и ответ нажмите
Ответ:
вспять⁽¹⁾

6 букв, 5 звуков, 1 слог
(2) – морфемный анализ слова «вырастает».
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Морфемный анализ слова «вырастает» (по составу):

(3) – морфологический анализ слова «Августовскими».
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Августовскими(3) (звёздами)
1) августовскими (звёздами) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: звёздами (какими?) августовскими;
2) начальная форма — августовский; во множественном числе, в творительном падеже;
3) в предложении является определением.
(4) – синтаксический анализ предложения «Редкая волна бесшумно стучится в берег».
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Редкая волна бесшумно стучится в берег.⁽⁴⁾
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: волна (подлежащее), стучится (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (волна) редкая — определение; (стучится) в берег — обстоятельство (допустимо: дополнение); (стучится) бесшумно — обстоятельство.
Задание №3
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Квартал, начаться, выздоровеешь, звонишь.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Поставьте знак ударения над выделенными буквами:
КвартАл, начАтъся, вЫздоровеешь, звонИшь.
Задание №4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Из высокой травы выглядывают шляпки подберёзовиков.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.
Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.
Задание №5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам архитектора дом был построен в середине прошлого века
2) Это вам сказал по-взрослому Мошкин и протянул ей букет
3) Где же я тебе Настенька свежей клубники достану
4) После некоторых размышлений Мошкин рассказал нам как он собирается получить зачёт по английскому
Решение и ответ нажмите
Ответ:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
«Это вам!» — сказал по-взрослому Мошкин и протянул ей букет.
ИЛИ (возможный вариант ответа):
«Это вам», — сказал по-взрослому Мошкин и протянул ей букет.
2) составление схемы предложения:
«П!» — а.
ИЛИ (возможный вариант ответа):
«П», — а.
Задание №6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Дед поднялся в половине шестого и растопил печь.
2) Где же Петя твои игрушки лежат?
3) Никогда не пытайтесь демонстрировать другим свою грубость.
4) Водитель остановил машину и заглушил мотор.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Где же, Петя, твои игрушки лежат?
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Обращение — слово, называющее того, к кому обращаются.
Задание №7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Она резко поднялась со стула и вышла из комнаты.
2) Бесконечные холмы тянулись по сторонам и наводили скуку.
3) Встал он до рассвета и стал собирать на рыбалку удочки.
4) День угасал и стала надвигаться вечерняя темнота.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
День угасал, и стала надвигаться вечерняя темнота.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.
Текст 2
(1)Вскоре мы с Иваном крепко подружились. (2)Задание по физике — построить электромоторчики — решили выполнить сообща. (3)Договорились, что сначала — мне.
(4)Работа закипела. (5)Я разметил заготовки из консервной банки. (6)Ванька вырезал их, загнул края и сделал детали. (7)Я умолил отца купить в Москве плоскую батарейку, и вот она присоединена к моторчику. (8)Чудо! (9)Он заработал, зажужжал, подрагивая на деревянной дощечке. (10)Есть изделие! (11)Наутро моторчик был доставлен на урок физики и продемонстрирован учителю. (12)В дневнике у меня появилась пятёрка.
(13)«Теперь давай делать мой моторчик», — предложил Иван. (14)«Давай, только завтра, после школы», — согласился я не очень живо. (15)Как же мне не хотелось клепать второй движок! (16)Я всячески отлынивал. (17)Я работал нехотя, спустя рукава, не совпадали размеры. (18)В итоге моторчик вышел слишком большой, неизящный. (19)Не то что мой, образцовый! (20)Иван даже заплакал.
(21)«Во какой получился: повышенной мощности!» — фальшиво-радостным голосом сказал я Ивану. (22)Подключили батарейку. (23)Мотор неровно дрожал при работе. (24)Опорная дощечка тряслась и перемещалась по столу. (25)«Трактор какой-то», — сказал Иван. (26)И больше ничего не сказал.
(27 )Честно говоря, через столько лет мне стыдно набрасывать на бумагу этот эпизод. (28)Увы, мы не всегда оказываемся достойны своих друзей…
(По Ю. И. Чичёву)
Задание №8
Определите и запишите основную мысль текста.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Основная мысль текста:
Иногда мы совершаем поступки, недостойные наших друзей, и потом жалеем об этом.
ИЛИ (возможный вариант ответа):
ИЛИ: Мы не всегда оказываемся достойны своих друзей.
(Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке).
Задание №9
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Ивана очень огорчило поведение друга? Запишите ответ.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Иван, глядя на ленящегося друга, даже заплакал.
(Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке).
Задание №10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5-6 текста. Запишите ответ.
Решение и ответ нажмите
Решение:
Предложения 5−6 текста:
(5)Я разметил заготовки из консервной банки. (6)Ванька вырезал их, загнул края и сделал детали.
В предложениях представлено повествование.
Повествование – это тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.
Ответ:
повествование.
Задание №11
В предложениях 21-24 найдите слово со значением «передвигаться, вставать на другое место». Выпишите это слово.
Решение и ответ нажмите
Решение:
Предложения 21−24 текста:
(21)«Во какой получился: повышенной мощности!» — фальшиво-радостным голосом сказал я Ивану. (22)Подключили батарейку. (23)Мотор неровно дрожал при работе. (24)Опорная дощечка тряслась и перемещалась по столу.
В предложении 24 есть слово «перемещалась», которое имеет значение «передвигаться, вставать на другое место».
Ответ:
перемещалась или перемещаться.
Задание №12
В предложениях 17-20 найдите антоним к слову «красивый» и выпишите его.
Решение и ответ нажмите
Решение:
Предложения 17−20 текста:
(17)Я работал нехотя, спустя рукава, не совпадали размеры. (18)В итоге моторчик вышел слишком большой, неизящный. (19)Не то что мой, образцовый! (20)Иван даже заплакал.
Антонимы — это слова с противоположным значением.
В предложении 18 есть слово «неизящный», которое является антонимом к слову «красивый».
Ответ:
неизящный.


Комментарии