На этой странице Вы найдете ответы к ВПР по русскому языку за 5 класс для 10 варианта. В данном решебнике предоставлены 10 вариантов типовых заданий для официальной демоверсии.
Инструкция нажмите
Инструкция по выполнению всероссийской проверочной работы по русскому языку:
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Задание №1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Северное(2) сияние это зрелище необыч..йной кр..соты. Смотр..ш.. на него — и (не)вер..ш.. своим гл..зам. Я никогда (не)упускаю(3) случ..я полюбоват..ся северным сиянием но вп..рвые мне п..счас..ливилось его увидеть (на)бер..гу Онежского оз..ра.
В полноч.. я вышел на улицу(4). (Над)оз..ром ст..яла тиш.., которую изре(д/т)ка нарушали лай с..баки и голос какой-то ноч..ной птиц… А в звёз..н..м небе колыхался св..тящ..йся занав..с. Он сужался ра..ш..рялся соб..рался в скла(д/т)ки м..нял цвет. (На)фоне неба в..днелись ч..рные м..кушки д..рев..ев крыш(ы/и) домов(1). Я был оч..рован ч..дес..ным в..дением и сохр..нил это во..поминание на всю ж..знь.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Северное сияние — это зрелище необычайной красоты. Смотришь на него — и не веришь своим глазам. Я никогда не упускаю случая полюбоваться северным сиянием, но впервые мне посчастливилось его увидеть на берегу Онежского озера.
В полночь я вышел на улицу. Над озером стояла тишь, которую изредка нарушали лай собаки и голос какой-то ночной птицы. А в звёздном небе колыхался светящийся занавес. Он сужался, расширялся, собирался в складки, менял цвет. На фоне неба виднелись чёрные макушки деревьев, крыши домов. Я был очарован чудесным видением и сохранил это воспоминание на всю жизнь.
Задание №2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 виды анализа слова, словосочетания, предложения:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения
(1) — фонетический анализ слова «домов».
Решение и ответ нажмите
Ответ:
до-мов⁽¹⁾

5 букв, 5 звуков, 2 слога
(2) – морфемный анализ слова «северное».
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Морфемный анализ слова «северное» (по составу):

(3) – морфологический анализ слова «(не) упускаю».
Решение и ответ нажмите
Ответ:
(не) упускаю(3)
1) (не) упускаю — глагол, обозначает действие предмета: я (что делаю?) (не) упускаю’,
2) начальная форма — упускать; несоверш. вид, 1-е спряжение, в настоящем времени, в единственном числе, в первом лице;
3) в предложении является сказуемым.
(4) – синтаксический анализ предложения «В полночь я вышел на улицу».
Решение и ответ нажмите
Ответ:
В полночь я вышел на улицу.⁽⁴⁾
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: я (подлежащее), вышел (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (вышел) в полночь — обстоятельство; (вышел) на улицу — обстоятельство.
Задание №3
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Повторим, щавель, досуг, звонит.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Поставьте знак ударения над выделенными буквами:
ПовторИм, щавЕль, досУг, звонИт.
Задание №4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
В шкатулке лежали украшения из камней, дерева, металлов.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.
Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.
Задание №5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам синоптиков сегодня в нашем городе будет сильный снегопад
2) Кристина сказала что не будет принимать участия в концерте
3) Алла Александровна сегодня уехала на конференцию объявил Евгений Иванович
4) Почему мне нельзя поехать летом в лагерь мама
Решение и ответ нажмите
Ответ:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
«Алла Александровна сегодня уехала на конференцию», — объявил Евгений Иванович.
2) составление схемы предложения:
«П», — а.
Задание №6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Хвост у Шарика был крючком.
2) Соня положила в сумку тетради и ноты.
3) В парке росли столетние сосны и высокие лиственницы.
4) Теперь ребята откройте учебники на десятой странице.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Теперь, ребята, откройте учебники на десятой странице.
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Обращение — слово, называющее того, к кому обращаются.
Задание №7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Дима попал в математический класс позже других ребят и ещё плохо справлялся с некоторыми задачками.
2) Улетели последние птицы и лес погрузился в тишину.
3) Колокольчик зазвонил где-то наверху и сразу же умолк.
4) Андрей открыл шкаф и достал свой самый нарядный костюм.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
Улетели последние птицы, и лес погрузился в тишину.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.
Текст 2
(1)Весной под карнизом Лениного дома воробьи свили гнездо и вывели птенцов. (2)Целыми днями заботливые родители носили малышам мошек и гусениц, выкармливали, а Лена за ними наблюдала. (3)Но вот настала пора птенцам вылетать из гнезда. (4)Все птенцы благополучно вылетели, лишь последний продолжал сидеть на самом краю карниза, видно, никак не мог решиться. (5)Родители подлетали к нему с лакомыми гусеницами, но корм не давали, а старались выманить трусишку за собой.
(6)Наконец голодный воробьишка не выдержал. (7)Взобрался на самый край карниза, взмахнул крылышками, но не полетел, а упал на землю. (8)К птенцу подлетела воробьиха с гусеницей в клюве. (9)Накормив его, она взлетела на дерево, а воробьишка остался внизу. (10)Он сидел в траве и перекликался с матерью. (11)Она ему с дерева чирикнет, он с земли ответит.
(12)Лена стала осторожно подходить к птенцу. (13)А он сидел, чирикал и не обращал на неё внимания, — видно, родители ещё не научили его остерегаться людей. (14)Лена подошла совсем близко, но тут вдруг подлетела мать. (15)Увидев около птенца человека, она всполошилась, заметалась, затрещала, да так тревожно! (16)И птенец сразу чирикать перестал, на секунду затаился, словно всё понял, и мигом вспорхнул на ветку. (17)Оказалось, и воробьи своих детей учат.
(По В. Чаплиной)
Задание №8
Определите и запишите основную мысль текста.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Основная мысль текста:
Воробьи учат своих птенцов летать и остерегаться людей.
ИЛИ (возможный вариант ответа):
Не только люди, но и воробьи своих детей учат.
(Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке).
Задание №9
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что воробьишка боялся летать? Запишите ответ.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Все птенцы благополучно вылетели, и только последний продолжал сидеть на самом
краю карниза.
(Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке).
Задание №10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7-9 текста. Запишите ответ.
Решение и ответ нажмите
Решение:
Предложения 7−9 текста:
(7)Взобрался на самый край карниза, взмахнул крылышками, но не полетел, а упал на землю. (8)К птенцу подлетела воробьиха с гусеницей в клюве. (9)Накормив его, она взлетела на дерево, а воробьишка остался внизу.
В предложениях представлено повествование.
Повествование – это тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.
Ответ:
повествование.
Задание №11
В предложениях 4-5 найдите слово со значением «вызвать, заставить выйти откуда-либо». Выпишите это слово.
Решение и ответ нажмите
Решение:
Предложения 4−5 текста:
(4)Все птенцы благополучно вылетели, лишь последний продолжал сидеть на самом краю карниза, видно, никак не мог решиться. (5)Родители подлетали к нему с лакомыми гусеницами, но корм не давали, а старались выманить трусишку за собой.
В предложении 5 есть слово «выманить», которое имеет значение «вызвать, заставить выйти откуда-либо».
Ответ:
выманить.
Задание №12
В предложениях 14-16 найдите антоним к слову «далеко» и выпишите его.
Решение и ответ нажмите
Решение:
Предложения 14−16 текста:
(14)Лена подошла совсем близко, но тут вдруг подлетела мать. (15)Увидев около птенца человека, она всполошилась, заметалась, затрещала, да так тревожно! (16)И птенец сразу чирикать перестал, на секунду затаился, словно всё понял, и мигом вспорхнул на ветку.
Антонимы — это слова с противоположным значением.
В предложении 14 есть слово «близко», которое является антонимом к слову «далеко».
Ответ:
близко.


Оставить комментарий