На этой странице Вы найдете ответы к ВПР по русскому языку за 5 класс для 3 варианта. В данном решебнике предоставлены 10 вариантов типовых заданий для официальной демоверсии.
Инструкция нажмите
Инструкция по выполнению всероссийской проверочной работы по русскому языку:
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Задание №1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Вечер прекрас..ная пора. День догорает(2). Закат з..лотит дерев..я старинной(3) поз..лотой. У п..дножия сосен уже стало т..мно. Бе..шумно л..тают, как будто з..глядывают (в)лицо л..тучие мыш… Какой-то звон слыш..тся в лесах. Это звучание веч..ра. П..верхность оз..ра светит..ся, как ч..рное, косо поставленное зерк..ло. Ноч.. уже стоит (над)ним и смотр..т в его тёмную воду. (На)зап..де ещё тле..т заря а на б..лотах бормоч..т и воз..тся журавли.
Всю ноч.. огонь костра то разгорает..ся то гаснет. Листва берё(с/з) (не)шелохнётся. Роса ст..кает по белым стволам(4). И слышно как где-то очень(1) д..леко хрипло кр..чит петух в избе лес..ника.
(По К. Г. Паустовскому)
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Вечер — прекрасная пора. День догорает. Закат золотит деревья старинной позолотой. У подножия сосен уже стало темно. Бесшумно летают, как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то звон слышится в лесах. Это звучание вечера.
Поверхность озера светится, как чёрное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его тёмную воду. На западе ещё тлеет заря, а на болотах бормочут и возятся журавли.
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берёз не шелохнётся. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко хрипло кричит петух в избе лесника.
Задание №2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 виды анализа слова, словосочетания, предложения:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения
(1) — фонетический анализ слова «очень».
Решение и ответ нажмите
Ответ:
о-чень⁽¹⁾

5 букв, 4 звука, 2 слога
(2) – морфемный анализ слова «догорает».
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Морфемный анализ слова «догорает» (по составу):

(3) – морфологический анализ слова «старинной».
Решение и ответ нажмите
Ответ:
старинной(3) (позолотой)
1) старинной (позолотой) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: позолотой (какой?) старинной;
2) начальная форма — старинный; в единственном числе, в творительном падеже, в женском роде;
3) в предложении является определением.
(4) – синтаксический анализ предложения «Роса стекает по белым стволам».
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Роса стекает по белым стволам.⁽⁴⁾
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: роса (подлежащее), стекает (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (стекает) по стволам — дополнение (допустимо: обстоятельство), (по стволам) белым — определение.
Задание №3
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Ворота, досуг, километр, начался.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Поставьте знак ударения над выделенными буквами:
ВорОта, досУг, киломЕтр, началсЯ.
Задание №4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Настя — сестра Пети, озорная девочка с косичками.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: глагол, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.
Возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.
Задание №5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам продавца молоко только сегодня поступило в продажу
2) Жильцам сообщили что ремонт подъезда будут делать только осенью
3) Кошкин выходи к доске с домашним заданием
4) А кто у нас сегодня дежурный спрашивает Мишка
Решение и ответ нажмите
Ответ:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
«А кто у нас сегодня дежурный?» — спрашивает Мишка.
2) составление схемы предложения:
«П?» — а.
Задание №6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Вода едва блестела в реке при лунном свете.
2) Мы рассаживаемся вокруг стола и читаем сказки Пушкина.
3) Друзья привезли флягу воды и поставили на топчан для вёдер.
4) А ты Женька любишь всех вокруг воспитывать.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
А ты, Женька, любишь всех вокруг воспитывать.
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Обращение — слово, называющее того, к кому обращаются.
Задание №7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Поднялся сильный ветер и гнал волну до вечера.
2) У костра все пели песни и громко читали стихи.
3) Отец ухватил Настю за талию и высоко поднял девочку над головой.
4) Слышался шум ветра и бушевал на походной печурке старый чайник.
Решение и ответ нажмите
Решение:
Ответ:
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
Слышался шум ветра, и бушевал на походной печурке старый чайник.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.
ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.
Текст 2
(1)Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил. (2)Никак Гришутка с зимы поправиться не мог.
(3)— Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.
(4)— Добуду… — обещает старик.
(5)Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось. (6)И разве в просьбе дело! (7)Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.
(8)Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.
(9)«Лыско, ищи их, голубчик!» — думал Емеля, ползком подбираясь к рощице.
(10)Тот, как тень, полз за хозяином… (11)Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом. (12)Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал. (13)Это был маленький прехорошенький оленёнок. (14)Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками. (15)Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился…
(16)И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю. (17)А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные. (18)Точно что оборвалось в груди у старого Емели. (19)Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
(20)— Гляди, как драпанул… — сказал старик, улыбаясь. (21)— Эх, беду грехом не лечат! (22)Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!
(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
Задание №8
Определите и запишите основную мысль текста.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Основная мысль текста:
Нельзя причинять горе другим, чтобы спасти от беды своих близких
(И/ИЛИ Емеля не смог загубить молодую жизнь, поняв, что оленёнок — такое же дитя, как и его внук).
(Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке).
Задание №9
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Емеле нужно было добыть в лесу именно молодого телёнка? Запишите ответ.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Внук попросил (ИЛИ Гришутка ослаб из-за болезни и нуждался в мясе молодого животного).
(Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке).
Задание №10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13-14 текста. Запишите ответ.
Решение и ответ нажмите
Решение:
Предложения 13−14 текста:
(13)Это был маленький прехорошенький оленёнок. (14)Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками.
В предложениях представлено описание.
Описание – это тип текста, в котором называются, описываются признаки чего-либо или кого-либо: предметов, природы, мест, людей, животных. Эти признаки проявляются в один и тот же период времени.
Ответ:
описание.
Задание №11
В предложениях 2-5 найдите слово со значением «тщетно, бесполезно, безрезультатно». Выпишите это слово.
Решение и ответ нажмите
Решение:
Предложения 2−5 текста:
(2)Никак Гришутка с зимы поправиться не мог.
(3)— Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.
(4)— Добуду… — обещает старик.
(5)Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось.
В предложении 5 есть слово «напрасно», которое имеет значение «тщетно, бесполезно, безрезультатно».
Ответ:
напрасно.
Задание №12
В предложениях 16-19 найдите антоним к слову «медленно» и выпишите его.
Решение и ответ нажмите
Решение:
Предложения 16−19 текста:
(16)И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю. (17)А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные. (18)Точно что оборвалось в груди у старого Емели. (19)Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
Антонимы — это слова с противоположным значением.
В предложении 19 есть слово «быстро», которое является антонимом к слову «медленно».
Ответ:
быстро.


Комментарии