На этой странице Вы найдете ответы к ВПР по биологии за 5 класс для 14 варианта. В данном решебнике предоставлены 25 вариантов типовых заданий.
Инструкция нажмите
Инструкция по выполнению всероссийской проверочной работы:
На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы, В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей, работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Задание №1
Рассмотрите изображения представителей различных объектов природы.
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: грибы, животные, растения.

Решение и ответ нажмите
Ответ:
А. грибы
Б. животные
В. растения
1.2. Два из изображённых на иллюстрациях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
1) «выпадающий» из логического ряда объект: растения;
2) объяснение, например: В — роза — растение, способна к фотосинтезу, остальные — питаются готовыми органическими веществами.
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке. Ответ на задание может быть отличным от приведённого, но должен быть аргументированным и не содержать биологических ошибок.
1.3. В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой Б. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Позвоночное животное, имеет защитную оболочку — раковину, активно передвигается, дышит атмосферным кислородом.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
1) «выпадающая» из логического ряда характеристика: позвоночное животное;
2) объяснение, например: улитка — это брюхоногий моллюск, беспозвоночное животное.
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.
Задание №2
2.1. Хлоропласты в клетках растения обеспечивают важный процесс — фотосинтез, в результате которого из неорганических веществ образуются органические вещества за счёт энергии солнца. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, минеральное питание, воздушное питание, развитие, размножение.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
воздушное питание.
2.2. В чём заключается значение этого процесса в жизни растения?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Воздушное питание — получение живым организмом необходимых ему для роста и развития веществ (синтез сахаров).
Задание №3
3.1. Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которое следует использовать для наблюдения за стаей журавлей, улетающих на зимовку.
Список приборов:
1) пинцет
2) бинокль
3) фотоаппарат
4) прибор для измерения освещённости
5) рулетка
Запишите в таблицу номера выбранных примеров оборудования.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
2 3 (впишите цифры в клеточки)
3.2. Знаниями в области какой биологической науки вы воспользуетесь, проводя такое наблюдение?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
зоология, орнитология.
Задание №4
4.1. Рассмотрите рисунок микроскопа. Какой частью прибора нужно воспользоваться, чтобы расположить на ней микропрепарат?

Решение и ответ нажмите
Ответ:
предметный столик.
4.2. Вы рассматриваете микропрепарат под большим увеличением. Каким винтом резкости нужно воспользоваться, чтобы навести резкость и не повредить микропрепарат?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
микровинтом (микрометрическим винтом).
4.3. Максимальное увеличение светового микроскопа составляет 1800. Можно ли достичь такого увеличения, если значения окуляра составляют х15 и объектива х100?
Решение и ответ нажмите
Решение:
Чтобы узнать, можно ли достичь увеличения 1800 с окуляром ×15 и объективом ×100 , умножим их увеличения: 15 × 100 = 1 500
Полученное увеличение составляет 1500, что значительно меньше 1800. Таким образом, достичь увеличения 1800 с такими значениями окуляра и объектива невозможно.
Ответ:
Нет.
Задание №5
Никита и Светлана собрали для энтомологической коллекции образцы животных. Для каждого экспоната им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого животного в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» животного, изображённого на фотографии.

Список слов:
1) Жужелица садовая
2) Членистоногие
3) Насекомые
4) Животные
| Царство | Тип | Класс | Вид |
Решение и ответ нажмите
Ответ:
| Царство | Тип | Класс | Вид |
| Животные | Членистоногие | Насекомые | Жужелица садовая |
ИЛИ (ответ можно записать следующим образом):
| Царство | Тип | Класс | Вид |
| 4 | 2 | 3 | 4 |
Задание №6
На диаграмме показана доля различных видов жертв ушастой совы в рационе её питания.

6.1. На основании диаграммы определите, какие животные составляют наименьшую долю в рационе совы.
Решение и ответ нажмите
Решение:

Ответ:
Насекомые и амфибии.
6.2. Можно ли сказать, что сова, живущая рядом с полем пшеницы, будет приносить большую пользу человеку?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
да, она будет уничтожать грызунов, живущих на поле.
Задание №7
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Яблоня домашняя — листопадное дерево высотой от 2,5 до 15 метров. (2)В диком виде встречается в умеренных зонах северного полушария. (3)Яблоня является светолюбивым растением и требует хорошего, регулярного полива. (4)Цветёт яблоня в апреле-мае. (5)Плод яблони — яблоко, шаровидной формы, размер от мелкого до 15 см в диаметре. (6)Плоды употребляют в свежем виде и в виде сухофруктов; они пригодны также для различных видов переработки.
7.1. В каких предложениях говорится об особенностях произрастания яблони? Запишите номера выбранных предложений.
Решение и ответ нажмите
Решение:
В предложениях 2 и 3 говорится об особенностях произрастания яблони.
Пример:
- В предложении 2 сказано, что яблоня в диком виде встречается в умеренных зонах северного полушария.
- В предложении 3 упоминается, что яблоня является светолюбивым растением и требует хорошего, регулярного полива.
Ответ:
2 3
Номера предложений могут быть выписаны в любой последовательности.
7.2. Сделайте описание вишни обыкновенной по следующему плану:

А) Какая жизненная форма у вишни?
Б) Нужно ли в весенний период привозить в яблоневые и вишнёвые сады передвижные пасеки?
В) Какие части этого растения и как использует человек? (Приведите не менее двух примеров.)
Решение и ответ нажмите
Ответ:
А) дерево
Б) да, нужно. Эти плодовые деревья цветут дружно и дают много нектара. Привезенные пчёлы соберут много мёда, а деревья дадут обильный урожай.
В) плоды используются в пищу — для приготовления соков, варенья, компотов и т. п. Листья используются при засолке овощей. Древесина — для создания мебели и элементов интерьера
Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке.
Задание №8
Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав слова и/или словосочетания из приведённого списка.
Берёза, тетерев, арктическая пустыня, морж, тундра, лишайник, ель, бурый медведь, тайга.

Решение и ответ нажмите
Ответ:

(Правильный ответ должен содержать заполненную схему с вписанными в неё названиями природной зоны, растения и животного).
Задание №9
Как вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?
Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.

Решение и ответ нажмите
Ответ:
Правило: запрещено ездить на квадроциклах;
Указание места: в лесу, национальном парке, территории жилой застройки.
Правило и указание места могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке.
Задание №10
На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.

Решение и ответ нажмите
Ответ:
растениевод, селекционер, агроном, фермер.
Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Фермер выращивает сельскохозяйственные культуры и разводит животных, обеспечивая общество свежими продуктами питания. Его работа важна для продовольственной безопасности и поддержания здорового образа жизни людей.


Комментарий