На этой странице Вы найдете ответы к ВПР по биологии за 5 класс для 10 варианта. В данном решебнике предоставлены 25 вариантов типовых заданий.
Инструкция нажмите
Инструкция по выполнению всероссийской проверочной работы:
На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы, В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей, работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Задание №1
Рассмотрите изображения представителей различных объектов природы.
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: грибы, растения, животные.

Решение и ответ нажмите
Ответ:
А. грибы
Б. растения
В. животные
1.2. Два из изображённых на иллюстрациях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
1) «выпадающий» из логического ряда объект: растения;
2) объяснение, например: растение (зелёная водоросль хламидомонада) способно к фотосинтезу, автотрофный организм.
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке. Ответ на задание может быть отличным от приведённого, но должен быть аргументированным и не содержать биологических ошибок.
1.3. В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой А. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Размножается спорами, используется в медицине, автотрофный организм, клетки содержат ядро.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
1) «выпадающая» из логического ряда характеристика: автотрофный организм;
2) объяснение, например: грибы — гетеротрофные организмы, питаются готовой органикой.
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.
Задание №2
2.1. К осени в листьях накапливаются продукты обмена веществ, разрушается хлорофилл, происходит старение листьев и с сокращением длины светового дня начинается листопад. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Выделение, фотосинтез, раздражимость, размножение, дыхание.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Выделение.
2.2. В чём заключается значение этого процесса в жизни растения?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Образовавшиеся в процессе обмена веществ продукты распада, являющиеся ядовитыми для организма, удаляются из него. У растений нет специальных органов выделения, поэтому вредные вещества накапливаются в листьях, и растение сбрасывает их.
Задание №3
3.1. Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которое следует использовать для наблюдения за бабочками в саду.
Список приборов:
1) фотоаппарат
2)бинокль
3) поилка со сладкой водой
4) ботаническая папка
5) определитель следов
Запишите в таблицу номера выбранных примеров оборудования.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
1 3 (впишите цифры в клеточки)
3.2. Знаниями в области какой биологической науки вы воспользуетесь, проводя такое наблюдение?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
зоология,энтомология.
Задание №4
4.1. Рассмотрите рисунок микроскопа. На нём даны подписи разных частей микроскопа. Две подписи частей микроскопа переставлены местами. Найдите их и дайте правильные варианты подписей данных частей микроскопа.

Решение и ответ нажмите
Ответ:
Местами переставлены подписи тубус и ручка штатива.
4.2. Зачем нужно использовать покровное стекло при изготовлении препарата?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Покровное стекло кладут на исследуемый объект сверху, чтобы придавить препарат, разгладить его и не загрязнять стёкла объектива.
4.3. Помогите ученику выбрать окуляр и объектив, чтобы получить увеличение микроскопа в 240 раз, если можно выбрать окуляры с увеличением х5, х7, х10, х12, х15 и объективы с увеличением х4, х20, х40.
Решение и ответ нажмите
Решение:
Увеличение микроскопа = Увеличение окуляра × Увеличение объектива
Проверка всех возможных комбинаций:
- Окуляр х5:
- 5 × 4 = 20 (меньше 240)
- 5 × 20 = 100 (меньше 240)
- 5 × 40 = 200 (меньше 240)
Нет подходящей комбинации.
- Окуляр х7:
- 7 × 4 = 28 (меньше 240)
- 7 × 20 = 140 (меньше 240)
- 7 × 40 = 280 (больше 240)
Нет подходящей комбинации.
- Окуляр х10:
- 10 × 4 = 40 (меньше 240)
- 10 × 20 = 200 (меньше 240)
- 10 × 40 = 400 (больше 240)
Нет подходящей комбинации.
- Окуляр х12:
- 12 × 4 = 48 (меньше 240)
- 12 × 20 = 240 (равно 240)
Подходит комбинация: окуляр х12 и объектив х20.
- Окуляр х15:
- 15 × 4 = 60 (меньше 240)
- 15 × 20 = 300 (больше 240)
- 15 × 40 = 600 (больше 240)
Нет подходящей комбинации.
Итог: Единственная подходящая комбинация для увеличения 240 раз — окуляр х12 и объектив х20.
Ответ:
Увеличение окуляра — х12, увеличение объектива — х20.
Задание №5
Сибирские школьники собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности,
чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.

Список слов:
1) Моховидные
2) Сфагнум
3) Растения
4) Сфагнум болотный
| Царство | Отдел | Род | Вид |
Решение и ответ нажмите
Ответ:
| Царство | Отдел | Род | Вид |
| Растения | Моховидные | Сфагнум | Сфагнум болотный |
ИЛИ (ответ можно записать следующим образом):
| Царство | Отдел | Род | Вид |
| 3 | 1 | 2 | 4 |
Задание №6
На графике показана взаимосвязь роста относительной скорости фотосинтеза и концентрации углекислого газа.

6.1. При какой концентрации углекислого газа скорость фотосинтеза становится постоянной?
Решение и ответ нажмите
Решение:

Ответ:
при 0,08.
6.2. До какого значения концентрации углекислого газа скорость фотосинтеза растёт максимально быстро?
Решение и ответ нажмите
Решение:

Ответ:
до 0,04
Задание №7
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Форма тела пингвинов обтекаемая, что идеально для их способа передвижения. (2)В отличие от других нелетающих птиц, пингвины имеют грудину с чётко выраженным килем, к которому крепится мощная мускулатура. (3)Грудная мускулатура развита и составляет иногда до 30% массы тела, что в несколько раз превышает мускулатуру самых мощных летающих птиц. (4)Большие ступни с плавательной перепонкой сравнительно коротки — находясь на суше, животные зачастую отдыхают, стоя на пятках, при этом жёсткое хвостовое оперение служит им дополнительной опорой. (5)Хвост пингвинов сильно укорочен, поскольку рулевую функцию, которую он обычно имеет у других водоплавающих птиц, у пингвинов выполняют в первую очередь ноги. (6)Второе явное отличие пингвинов от других птиц — плотность костей; у пингвинов они похожи на кости млекопитающих (дельфинов и тюленей) и не содержат внутренних полостей.
7.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что пингвины — водоплавающие птицы? Запишите номера выбранных предложений.
Решение и ответ нажмите
Решение:
Для того, чтобы выполнить это задание, нужно внимательно прочитать текст. В 1, 4, 5 и 6 предложениях описываются особенности тела пингвина, помогающие ему передвигаться в воде.
Ответ:
1 4 5 6
Номера предложений могут быть выписаны в любой последовательности.
7.2. Сделайте описание страуса по следующему плану.

А) В каких природных зонах встречается страус?
Б) Что общего между пингвином и страусом?
В) Для каких целей человек разводит страусов?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
А) степи и полупустыни, т.е. пространства без леса с жарким климатом;
Б) это нелетающие птицы;
В) для получения мяса, яиц, перьев, кожи, для развлекательных мероприятий (гонки на страусах).
Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке.
Задание №8
Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав слова и/или словосочетания из приведённого списка.
Дрофа, брусника, лиственница, тайга, глухарь, сойка, тюльпан, тундра, степь.

Решение и ответ нажмите
Ответ:

(Правильный ответ должен содержать заполненную схему с вписанными в неё названиями природной зоны, растения и животного).
Задание №9
Как вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?
Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.

Решение и ответ нажмите
Ответ:
Правило: не трогать животных;
Указание места: лесопарковая зона / заповедник / национальный парк.
Правило и указание места могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке.
Задание №10
На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.

Решение и ответ нажмите
Ответ:
генетик или генный инженер.
Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Генетики изучают наследственность и гены, выявляя, как передаются и проявляются различные черты и заболевания. Их работа помогает в ранней диагностике и лечении генетических болезней, а также в разработке новых методов улучшения здоровья и устойчивости к заболеваниям.


Комментарии