На этой странице Вы найдете ответы к ВПР по биологии за 5 класс для 9 варианта. В данном решебнике предоставлены 25 вариантов типовых заданий.
Инструкция нажмите
Инструкция по выполнению всероссийской проверочной работы:
На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы, В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей, работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Задание №1
Рассмотрите изображения представителей различных объектов природы.
1.1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: животные, вирусы, грибы.

Решение и ответ нажмите
Ответ:
А. грибы
Б. животные
В. вирусы
1.2. Два из изображённых на иллюстрациях объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
1) «выпадающий» из логического ряда объект: животное;
2) объяснение, например: животные — активно передвигаются в пространстве.
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке. Ответ на задание может быть отличным от приведённого, но должен быть аргументированным и не содержать биологических ошибок.
1.3. В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой В. Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Способен к размножению только в клетках живого организма, не нуждается в дыхании, имеет сложное внутреннее строение, способен долго переживать неблагоприятные условия.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
1) «выпадающая» из логического ряда характеристика: имеет сложное внутреннее строение;
2) объяснение, например: вирусы имеют примитивное внутреннее строение — нет ядра, клеточной стенки и т.п.
Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.
Задание №2
2.1. Живые организмы способны воспринимать воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагировать. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, деление, питание, раздражимость, размножение.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
раздражимость.
2.2. В чём заключается значение этого процесса в жизни растения?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Раздражимость — это способность организма реагировать на внешний раздражитель, производя какие-то изменения. Например, цветы сворачивают лепестки перед дождём
Задание №3
3.1. Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которое следует использовать для наблюдения за ростом рассады томатов в теплице.
Список приборов:
1) линейка
2) прививочный нож
3) микроскоп
4) определитель влажности почвы
5) определитель следов
Запишите в таблицу номера выбранных примеров оборудования.
Решение и ответ нажмите
Ответ:
1 4 (впишите цифры в клеточки)
3.2. Знаниями в области какой биологической науки вы воспользуетесь, проводя такое наблюдение?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
ботаника.
Задание №4
4.1. Рассмотрите рисунок микроскопа. На нём даны подписи разных частей микроскопа. Две подписи частей микроскопа переставлены местами. Найдите их и дайте правильные варианты подписей данных частей микроскопа.

Решение и ответ нажмите
Ответ:
Местами переставлены подписи предметный столик и предметное стекло.
4.2. Зачем нужно использовать предметное стекло при изготовлении препарата?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
На предметное стекло кладут исследуемый объект.
4.3. Помогите ученику выбрать окуляр и объектив, чтобы получить увеличение микроскопа в 20 раз, если можно выбрать окуляры с увеличением х5, х7, х10, х12, х15 и объективы с увеличением х4, х20, х40.
Решение и ответ нажмите
Решение:
Увеличение микроскопа = Увеличение окуляра × Увеличение объектива
Проверка всех возможных комбинаций:
- Окуляр х5:
- 5 × 4 = 20Подходит комбинация: окуляр х5 и объектив х4.
- 5 × 20 = 100 (больше 20)
- 5 × 40 = 200 (больше 20)
- Окуляр х7:
- 7 × 4 = 28 (больше 20)
- 7 × 20 = 140 (больше 20)
- 7 × 40 = 280 (больше 20)
Нет подходящей комбинации.
- Окуляр х10:
- 10 × 4 = 40 (больше 20)
- 10 × 20 = 200 (больше 20)
- 10 × 40 = 400 (больше 20)
Нет подходящей комбинации.
- Окуляр х12:
- 12 × 4 = 48 (больше 20)
- 12 × 20 = 240 (больше 20)
- 12 × 40 = 480 (больше 20)
Нет подходящей комбинации.
- Окуляр х15:
- 15 × 4 = 60 (больше 20)
- 15 × 20 = 300 (больше 20)
- 15 × 40 = 600 (больше 20)
Нет подходящей комбинации.
Итог:
Единственная подходящая комбинация для увеличения в 20 раз — окуляр х5 и объектив х4.
Ответ:
Увеличение окуляра — х5, увеличение объектива — х4.
Задание №5
Юные ботаники собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.

Список слов:
1) Растения
2) Плауновидные
3) Плаун
4) Плаун булавовидный
| Царство | Отдел | Род | Вид |
Решение и ответ нажмите
Ответ:
| Царство | Отдел | Род | Вид |
| Растения | Плауновидные | Плаун | Плаун булавовидный |
ИЛИ (ответ можно записать следующим образом):
| Царство | Отдел | Род | Вид |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
Задание №6
На карте показан ареал распространения северного оленя в мире.

6.1. В каком полушарии встречается северный олень?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
В северном.
6.2. Почему дикий северный олень живёт на наименее населённых человеком территориях?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Основной пищей оленя служат мхи илишайники. Мхи растут на заболоченных почвах, в местах проживания человека проводят осушение болот. Олень — кочевое животное, ему нужно пространство для кочёвок, в котором нет человека;.
Задание №7
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Крот европейский имеет крохотные глаза, с булавочную головку. (2)Наружного уха нет. (3)Мех бархатистый, растёт по направлению вверх, а не вперёд или назад, что помогает кроту продвигаться по подземному тоннелю в любую сторону. (4)Окрас меха матово-чёрный, нижняя часть тела несколько светлее. (5)Волосы хвоста выполняют осязательную функцию, благодаря им крот может передвигаться в своих туннелях задом наперёд. (6)Передние лапы кротов — настоящие лопаты; они вывернуты ладонями наружу так, чтобы было удобнее рыть перед собой землю и отбрасывать её назад.
7.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что крот живёт под землёй? Запишите номера выбранных предложений.
Решение и ответ нажмите
Решение:
Чтобы выполнить это задание, нужно внимательно прочитать текст. В 2-м, 3-м, 5-м и 6-м предложениях описаны приспособления крота для рытья и передвижения в подземных туннелях. Это указывает на то, что крот живет под землей.
Ответ:
2 3 5 6
Номера предложений могут быть выписаны в любой последовательности.
7.2. Сделайте описание ежа по следующему плану.

А) Есть ли сходство в рационе питания крота и ежа?
Б) Какая особенность внешнего строения указывает на то, что у ежа много врагов?
В) Какие отношения складываются между ежом и кротом в природе?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
А) да, оба насекомоядные животные
Б) иголки на спине, способность сворачиваться в клубок, защищая живот
В) нейтральные. Ёж добывает пищу на поверхности земли, а крот — под землёй.
Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке.
Задание №8
Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав слова и/или словосочетания из приведённого списка.
Белая куропатка, кабан, субтропические леса, тундра, дуб, смешанные и широколиственные леса, лишайники, мхи, осоки, дальневосточный леопард, перепёлка.

Решение и ответ нажмите
Ответ:

(Правильный ответ должен содержать заполненную схему с вписанными в неё названиями природной зоны, растения и животного).
Задание №9
Как вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?
Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.

Решение и ответ нажмите
Ответ:
Правило: не рвать растения (цветы);
Указание места: ботанический сад / лесопарковая зона / заповедник / национальный парк.
Правило и указание места могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке.
Задание №10
На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.

Решение и ответ нажмите
Ответ:
врач-стоматолог.
Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?
Решение и ответ нажмите
Ответ:
Стоматологи занимаются диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний зубов и полости рта. Их работа важна для общества, так как способствует сохранению здоровья, предотвращает развитие инфекций и улучшает качество жизни людей.


Комментарии
нет ответов