На этой странице Вы найдете ответы к ВПР по истории за 5 класс для 12 варианта. В данном решебнике предоставлены 25 вариантов типовых заданий.
Инструкция нажмите
Инструкция по выполнению всероссийской проверочной работы по истории:
На выполнение работы по истории даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 7 заданий. Часть 1 работы содержит задания по истории Древнего мира, в части 2 предложено задание, связанное с памятью народа России о Великой Отечественной войне.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Часть 1
В этой части работы даны задания по истории Древнего мира.
Прочтите перечень из четырёх тем и выполните задания, относящиеся к этому перечню.
Перечень тем
А) Древний Египет
Б) Древняя Индия
В) Древний Рим
Г) Древняя Палестина
Задание №1
Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
| А | Б | В | Г |
Решение и ответ нажмите
Решение:
А) Древний Египет — пирамида и Сфинкс (иллюстрация 1).
Б) Древняя Индия — слон (иллюстрация 3).
В) Древний Рим — капитолийская волчица (иллюстрация 4).
Г) Древняя Палестина — Ноев ковчег (иллюстрация 2).
Ответ: А — 1, Б — 3, В — 4, Г — 2.
Ответ
| А | Б | В | Г |
| 1 | 3 |
4 |
2 |
Задание №2
Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
Считалось, что когда-то Янус был главным небесным божеством. Утром открывал небесные врата, выпуская солнце на небо, а вечером запирал их после того, как солнце возвращалось на ночь. Но потом эту обязанность он передал Юпитеру, а сам занял не менее почётную должность владыки всех начал и начинаний.
Под его покровительством находились все входы и выходы — частных домов, храмов, городских ворот. Именем Януса, призываемого жрецами, начинался каждый день, месяц, год. Приступая к любому делу, люди славили двуликого бога.
Именем Януса называли первый день нового года и весь первый месяц — януарий.
В первые дни януария устраивался большой праздник. Богу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов. Люди желали друг другу добра и дарили сладости как пожелание того, чтобы весь год проходил счастливо, сладко.
Решение и ответ нажмите
Решение:
Янус — древнеримский бог.
Ответ
В.
Выберите одну тему из перечня, а затем выполните относящиеся к этому перечню задания только по выбранной Вами теме. Перед выполнением каждого из относящихся к перечню заданий укажите букву, которой обозначена выбранная тема. Указанные в заданиях буквы должны быть одинаковыми.
Задание №3
Выбранная тема: □ (укажите букву в перечне).
Прочитайте список слов (словосочетаний) и напишите слово (словосочетание), относящееся к выбранной Вами теме.
Маат, Колосс Родосский, этруски, жрецы-брахманы. Земля обетованная, зороастризм.
Объясните смысл этого слова (словосочетания).
Решение и ответ нажмите
Ответ
1) соответствие тем и слов (словосочетаний):
для темы А (Древний Египет) — Маат;
для темы Б (Древняя Индия) — жрецы-брахманы;
для темы В (Древний Рим) — этруски;
для темы Г (Древняя Палестина) — Земля обетованная.
2) объяснение смысла слов (словосочетаний):
Маат — древнеегипетская богиня правды;
жрецы-брахманы — представители самой почитаемой варны в Индии;
этруски — племена Древней Италии;
Земля обетованная — земля, обещанная богом иудеям.
Содержание смысла слова (словосочетания) может быть раскрыто в иных формулировках.
Задание №4
Выбранная тема: □ (укажите букву в перечне).
Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.
Походы Ганнибала, строительство Львиных ворот в Микенах, строительство гробниц пирамид, освоение долины реки Янцзы, возвышение Израильского царства, образование в долине Ганга государств.
Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.
Решение и ответ нажмите
Ответ
1) соответствие тем и событий (процессов, явлений):
для темы А (Древний Египет) — строительство гробниц-пирамид;
для темы Б (Древняя Индия) — образование в долине Ганга государств;
для темы В (Древний Рим) — походы Ганнибала;
для темы Г (Древняя Палестина) — возвышение Израильского царства.
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении):
для темы А (Древний Египет):
Строительство гробниц-пирамид в Древнем Египте было связано с верой в загробную жизнь и предназначалось для захоронения фараонов, обеспечивая их переход в иной мир. Эти грандиозные сооружения, такие как Великая пирамида Хеопса, требовали значительных ресурсов и труда тысяч рабочих, что стало символом могущества египетской цивилизации.
для темы Б (Древняя Индия):
В долине Ганга в Древней Индии возникли могущественные государства, такие как Магадха, которые стали центрами культуры, торговли и религии. Эти государства сыграли важную роль в распространении буддизма и джайнизма, а также способствовали укреплению политической и экономической системы региона.
для темы В (Древний Рим):
Походы карфагенского полководца Ганнибала против Рима во время Второй Пунической войны включали его знаменитый переход через Альпы с боевыми слонами, что стало неожиданностью для римлян. Ганнибал одержал несколько крупных побед, включая битву при Каннах, где его войска нанесли римлянам одно из самых тяжелых поражений.
для темы Г (Древняя Палестина):
Возвышение Израильского царства произошло в X веке до н.э. при царе Давиде, который укрепил государство и сделал Иерусалим его столицей. При его сыне, царе Соломоне, царство достигло расцвета, было построено первое Иерусалимское Храм, что укрепило культурное и религиозное единство народа.
Задание №5
Выбранная тема: □ (укажите букву в перечне).
Отметьте штриховкой на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна (города-государства), указанная (-ые) в выбранной Вами теме.

Решение и ответ нажмите
Ответ
А) Древний Египет — синий.
Б) Древняя Индия — желтый.
В) Древний Рим — черный.
Г) Древняя Палестина — красный.

Задание №6
Выбранная тема: □ (укажите букву в перечне).
Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны (городов-государств).
Решение и ответ нажмите
Ответ
для темы А (Древний Египет):
Природно-климатические условия Древнего Египта, особенно регулярные разливы Нила, сыграли ключевую роль в развитии сельского хозяйства. Разливы оставляли плодородный ил, что позволяло выращивать зерновые культуры и кормить большое население. Также близость к реке способствовала развитию торговли и рыболовства.
для темы Б (Древняя Индия):
Природно-климатические условия Древней Индии, в частности, наличие речной системы (Ганг, Инд) и сезонных муссонов, способствовали развитию земледелия. Плодородные аллювиальные почвы, образовавшиеся вдоль рек, позволили выращивать такие культуры, как рис и пшеница, что стало основой экономики. Кроме того, климатические условия обеспечивали достаточное количество воды для орошения, что позволяло активно развивать сельское хозяйство и ремесла.
для темы В (Древний Рим):
Природно-климатические условия Древнего Рима с его мягким средиземноморским климатом способствовали развитию сельского хозяйства, особенно выращиванию винограда и оливок. Благодаря плодородным почвам и доступности воды жители могли заниматься земледелием и садоводством, что стало основой экономики. Также удобное расположение на побережье Средиземного моря способствовало развитию торговли.
для темы Г (Древняя Палестина):
Природно-климатические условия Древней Палестины, включая разнообразие ландшафтов и климатов, способствовали многообразию сельскохозяйственных практик. Жители занимались земледелием, выращивая злаковые культуры, оливки и виноград, что обеспечивало их продовольствием и способствовало развитию торговли. Кроме того, расположение Палестины на перекрестке торговых путей способствовало развитию ремесел и обмену товарами с соседними народами.
Часть 2
Задание №7
Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите год, когда началась война, в ходе которой был учреждён данный орден.
Почему 9 Мая является главным праздником для всех жителей России?
Решение и ответ нажмите
Ответ
1) год — 1941;
2) объяснение, например:
9 мая 1945 года после четырёх долгих лет войны был подписан мир, завершивший Великую Отечественную войну. Миллионы жителей нашей страны поднялись на защиту своей Родины от фашизма, миллионы погибли в этой войне. 9 мая — день величайшей победы в истории нашей страны, победы, достигнутой общими усилиями, поэтому этот день — главный праздник для всех граждан России.
ИЛИ (возможный вариант ответа):
9 Мая является главным праздником для всех жителей России, так как символизирует победу в Великой Отечественной войне и освобождение страны от фашизма. Этот день объединяет людей в памяти о героизме и жертвах, принесённых ради мира и будущего.
Объяснение может быть дано в иных, близких по смыслу формулировках.


Комментарии