На этой странице Вы найдете ответы к ВПР по литературному чтению за 4 класс для 12 варианта. В данном решебнике предоставлены 25 вариантов типовых заданий по литературе.
Инструкция нажмите
Инструкция по выполнению всероссийской проверочной работы:
На выполнение проверочной работы по литературному чтению отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 14 заданий.
Ответы на задания запиши в поля ответов в тексте работы. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Задание 1
К какому виду устного народного творчества относятся следующие строчки?
«Раз, два, три, четыре, пять —
Ты, Васятка, выйди, сядь.
Будем дальше мы считать —
Хотим в жмурки мы играть».
1) потешка
2) загадка
3) считалка
Ответ и пояснение нажмите
Пояснение:
Эти строчки относятся к считалке.
Считалки — это вид устного народного творчества, который используется для игры, чтобы выбрать кого-то (например, ведущего или «жмурку»). В приведённом отрывке рифмованное перечисление чисел и указание на игровую ситуацию (жмурки) являются характерными признаками считалки.
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
3
Задание 2
Прочитай отрывок.
«Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой».
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
| 1) сказка | 2) рассказ |
| 3) басня | 4) былина |
Ответ и пояснение нажмите
Решение:
Этот отрывок относится к жанру рассказа.
Рассказ — это небольшое эпическое произведение, в котором описывается одно или несколько событий из жизни героя. В данном отрывке передаётся наблюдение за природным явлением, представлена конкретная ситуация, рассказанная от первого лица, что характерно для жанра рассказа.
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
2
Задание 3
Четвероклассники Ангелина и Глеб после изучения произведения Е.И. Чарушина «Кабан» высказали своё мнение.
Ангелина: «На мой взгляд, рассказ учит любить природу, уметь видеть красоту в животном мире.»
Глеб: «А мне кажется, Чарушин хотел донести до читателей мысль, что нужно быть внимательным и очень наблюдательным, находясь среди зверей, и не стоит забывать об осторожности.»
Кто из четвероклассников прав?
Запиши свой ответ, обоснуй его. (Почему ты так считаешь?)

Ответ и пояснение нажмите
Пояснение:
Оба четвероклассника — Ангелина и Глеб — правы, потому что их мнения отражают важные мысли, которые передаёт рассказ Е.И. Чарушина «Кабан».
- Ангелина права, потому что рассказ действительно показывает красоту природы и животных. Чарушин всегда умел подмечать и передавать читателям интересные и красивые стороны жизни животных, воспитывая в нас любовь к природе.
- Глеб тоже прав, потому что в рассказе подчёркивается важность наблюдательности и осторожности при встрече со зверями. Кабан — сильное и опасное животное, и автор подчёркивает, как важно понимать поведение животных и соблюдать меры предосторожности.
Таким образом, оба высказывания дополняют друг друга, раскрывая разные аспекты идеи рассказа.
Ответ:
Возможный вариант ответа:
Правы оба. Этот рассказ учит любить животных, уметь наблюдать за ними, учит быть ближе к природе.
Учит проявлять разумную осторожность при общении с животными. Все-таки любое дикое животное всегда остаётся диким.
Необходимо интересоваться природой; узнав природу, человек будет бережнее к ней относиться.
(Содержание ответа может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.)
Задание 4
На рисунке буквами отмечены тематические разделы детской библиотеки и цифрами — книги, которые брали читатели.
А) УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Б) ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
В) СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Г) ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
1) Каша из топора
2) Д.Н. Ушаков «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ»
3) А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
4) Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

В какой раздел следует поставить каждую книгу?
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.
Ответ:
| А | Б | В | Г |
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
| А | Б | В | Г |
| 1 | 4 | 2 | 3 |
Задание 5
Прочитай тексты.
1) Колодец был глубок. Тут-то и проживало большое семейство жаб. Они были пришлые, причём первой переселилась сюда самая старая жаба — она здравствовала и поныне.
2) А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее.
3) Жабы предпочитают вести ночной образ жизни, чтобы защитить себя от природных врагов. Несмотря на то, что их можно встретить рядом с водоёмами, они ведут земной или полуземной образ жизни.
4) Жабы обыкновенные — типичные хищники, поэтому питаются сухопутными червями, личинками, улитками и насекомыми. Главным инструментом охоты служит клейкий язык, который буквально выстреливает из пасти и хватает жертву.
Какие тексты относятся к научно-познавательным?
Выбери верные тексты и запиши в строку ответа их номера.
Ответ и пояснение нажмите
Пояснение:
Научно-познавательные тексты содержат объективную информацию, изложенную в деловом или научном стиле, без элементов художественного описания. В данном случае к научно-познавательным относятся тексты: 3, 4
- В тексте 3 описан образ жизни жаб с акцентом на их повадки и среду обитания.
- В тексте 4 говорится о питании жаб, способах охоты и особенностях их анатомии.
Тексты 1 и 2 относятся к художественным, так как в них присутствуют элементы описания, выражающие авторские эмоции и создающие образное представление.
Ответ:
К научно-познавательным относятся тексты, номера которых:
3 4
ИЛИ можно записать:
4 3
Задание 6
Рассмотри портреты русских писателей.
Л.Н. Толстой
В.И. Белов
В.Д. Берестов
А.И. Куприн

6. 1. Выбери верное утверждение.
1) Лев Николаевич Толстой написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
2) Василий Иванович Белов в произведении «Стрижонок Скрип» учит читателей тому, что всегда нужно оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
3) Валентин Дмитриевич Берестов — выдающийся баснописец 19 века.
4) Александр Иванович Куприн — автор рассказа «Барбос и Жулька».
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
4
6. 2. Запиши по одному названию произведений В.И. Белова и В.Д. Берестова.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
В.И. Белов: «Малька провинилась», «Ещё про Мальку».
В.Д. Берестов: «Честное гусеничное», «Кисточка», «В магазине игрушек».
(Допускаются другие варианты названий произведений данных авторов.)
Задание 7
В каком отрывке содержится эпитет?
1) Выбьются косы, растреплется шубка
— Снег отряхает, смеётся, голубка!
Н.А. Некрасов «В зимние сумерки…»
2) Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть…
Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»
3) Солнце смотрит и смеётся,
Гребни травок золотя…
В.Я. Брюсов «Весенний дождь»
4) …И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
А.А. Фет «Печальная берёза»
Ответ и пояснение нажмите
Пояснение:
Эпитет — это выразительное определение, которое придаёт художественную окраску слову. В данном случае эпитет содержится в следующем отрывке:
2) Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть…
Слова «умильная» и «таинственная» являются эпитетами, так как они эмоционально характеризуют прелесть осенних вечеров, добавляя образности и поэтического настроения.
Здесь используется слово «словно», чтобы уподобить изгибы струй стеблям камыша.
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
2
Прочитай тексты 1 и 2 и выполни задания 8—14
Текст 1
Надежда Августиновна Надеждина — писательница, поэтесса и переводчик, автор книг для детей.
Её отец работал учителем. Надежда Августиновна вспоминала, что отец учил детей понимать и любить природу, видеть в ней главный источник красоты, радости и пользы для человека. К учительскому дому примыкали сад и огород, в котором члены семьи проводили всё свободное время. Дети следили, чтобы деревья и кусты не болели, ухаживали за ними, лечили животных. Надежда сама вскапывала землю, сажала семена, поливала растения. Так через всю её жизнь прошла любовь к родной земле, к природе.
Всего писательница создала двадцать три книги для детей, которые были переведены на двадцать два языка народов России и зарубежных стран.
Текст 2
Белые фонарики
Лес уже не тот, каким он был в ту пору, когда ты с ребятами любовался подснежниками. И совсем другие в лесу цветы.
Весной цветут синие подснежники, розово-синяя медуница, пурпурно-лиловая хохлатка. Летом почти все цветы в лесу белого цвета. И земляника цветёт белым, и кислица, и грушанка.
Почему же переменились краски в лесу?
Цветы живут в нижнем этаже леса. Над ними кустарники. Ещё выше — деревья. Их тень ложится на землю, закрывая свет тем, кто живёт внизу.
Все цветы ранней весны не славятся сильным запахом. Они чуть-чуть пахнут мёдом, а больше лесной свежестью.
Запах — это хитрость цветка, приманка для насекомых. Насекомые переносят цветочную пыльцу с цветка на цветок. Те цветы, которые они опылили, дадут семена. Но зачем хитрить подснежнику? Он цветёт первым, у него нет соперников, он и так в почёте у пчёл и шмелей. В апреле лес ещё прозрачный, он ещё не оделся листвой, и в нижнем этаже леса светло.
Но пришёл май, и большими, широкими стали листья деревьев. Листва сомкнулась. В верхнем этаже словно закрыли зелёные ставни, сумрачно стало внизу. Теперь насекомому уже трудно различить синее или лиловое пятнышко. Цветок должен сверкать, должен манить. И ландыш — цветок лесного мая — манит. Даже вслепую насекомое может найти ландыш по сильному аромату. Но ландыш ещё и сверкает. Словно белые фонарики, светятся в чаще его цветы.
Не случайно природа их сделала белыми. Белый — единственный цвет, который можно различить в темноте.
(По Н. Надеждиной)
Задание 8
На основе прочитанных текстов определи верность следующих утверждений.
А. Надежда Августиновна с детства работала в саду и огороде.
Б. Рассказ «Белые фонарики» о садовых цветах, которые привлекают красотой и ароматом.
1) верно только утверждение А
2) верно только утверждение Б
3) оба утверждения верны
4) оба утверждения неверны
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
1
Задание 9
Прочитай предложения и определи последовательность событий в соответствии с содержанием текста 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
1 Весенние цветы.
□ Ландыш — цветок лесного мая.
□ Запах — это хитрость цветка.
□ Все цветы ранней весны не славятся сильным запахом.
□ Но ландыш ещё и сверкает.
□ Почему же переменились краски в лесу?
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
Цифры необходимо записать в пустые окошки сверху вниз.
1 5 4 3 6 2
Задание 10
Почему с наступлением лета краски в лесу переменились?
1) Листва сомкнулась, и сумрачно стало внизу.
2) Становится жарко, цветы теряют свой яркий цвет.
3) Из-за недостатка воды растения бледнеют по мере высыхания.
4) Листья деревьев стали большими и широкими.
5) От переизбытка влаги растения желтеют.
Выбери верные выражения и запиши в строку ответа их номера.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
1 4
ИЛИ можно записать:
4 1
Задание 11
На основе содержания текстов установи соответствие между словом и его значением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
| А) приманка Б) зелёные ставни В) переводчик |
1) человек, который пишет стихи на иностранном языке 2) листва, которая закрыла свет 3) закрытые зелёные ставни 4) специалист, который занимается переводами с одного языка на другой |
Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
| А | Б | В |
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
Правильный ответ должен содержать:
| А | Б | В |
| 2 | 3 | 4 |
Задание 12
По какому принципу располагаются растения по этажам?
1) по цвету
2) по запаху
3) по росту
4) по красоте
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
3
Задание 13
Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Белые фонарики»?
1) Насекомые распознают цветы только по запаху.
2) Жёлтый — единственный цвет, который можно различить в темноте.
3) Ландыш цветёт первым, он в почёте у пчёл и шмелей.
4) В темноте летнего леса можно различить только белые цветы.
5) Ранние весенние цветы не имеют сильного запаха.
Выбери верные утверждения и впиши в строку ответа их номера.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
4 5
ИЛИ можно записать:
5 4
Задание 14
Объясни, что обозначает сочетание слов «словно закрыли зелёные ставни» в рассказе «Белые фонарики»?
Запиши своё мнение, обоснуй его (почему ты так считаешь?), опираясь на содержание текста 2.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
В начале весны на деревьях ещё мало листьев, и в нижнем этаже леса светло. В мае листва деревьев разрастается, листья становятся широкими, смыкаются между собой, и в лесу становится сумрачно, как будто закрывают ставни на окнах.
(Содержание ответа может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.)


Комментарии
Ни одного задания из моего ВП Р НЕТ худшие ответы тут ничего не подошло
👍👍👍👍👍👍👍👍🙏
топчик

СООООГЛ ГЦРПШЗцгиомтуаоиргтдолРЖДОЫЛОАИЛРАИЛиАОИОИИДОУТЛЖЛЬЛБАИЯЬИЛЖЬЯАЮВ

Оаоаоаооаоаоооаоаоаооаоао СПАСИБО

А какой выш любимый мем посмотри на имя
Мой любимый мем, типо:»топ 3 походки чтобы понравиться крашу», сорри просто я няшка, мне 15
Отстой

СООООГЛ ГЦРПШЗцгиомтуаоиргтдолРЖДОЫЛОАИЛРАИЛиАОИОИИДОУТЛЖЛЬЛБАИЯЬИЛЖЬЯАЮВ

Там есть ошибки вы что не видите?!
ты одыкватный ,а нечто тот факт что там всё правильно ☠️
Круто

Абобааааааа!!!!!!!!
А малинн пуща ра июнь
Всë правильно молодец кто это зделал

Слишком мало. Но нормально.
Я всё сделал это очень хорошое ГДЗ и мне поставили 5 спосибо за сайт 🫡👍🏼😊😁
Спасибо

Спасибо большое
Круто спасибо большое, 😘😘😘
Супер бомба ☝️❤❤❤❤❤❤❤
