На этой странице Вы найдете ответы к ВПР по литературному чтению за 4 класс для 11 варианта. В данном решебнике предоставлены 25 вариантов типовых заданий по литературе.
Инструкция нажмите
Инструкция по выполнению всероссийской проверочной работы:
На выполнение проверочной работы по литературному чтению отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 14 заданий.
Ответы на задания запиши в поля ответов в тексте работы. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Задание 1
К какому виду устного народного творчества относятся следующие строчки?
«Наши ручки столько могут:
Брать, бросать, держать и трогать!
Под Антошкину гармошку
Ручки хлопают в ладошки.
А под “Маленьких утят”
Дружно крякнут и взлетят!»
1) пестушка
2) загадка
3) скороговорка
Ответ и пояснение нажмите
Пояснение:
Эти строки относятся к пестушке.
Пестушки — это короткие ритмичные стишки, которые сопровождают движения и игры с маленькими детьми. Они направлены на развитие моторики, координации и слухового восприятия ребёнка. В приведённых строчках описаны действия, которые ребёнок может выполнять (хлопать, «крякать» и «взлетать»), что соответствует функции пестушек.
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
1
Задание 2
Прочитай отрывок.
«К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит».
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
| 1) былина | 2) стихотворение |
| 3) басня | 4) загадка |
Ответ и пояснение нажмите
Решение:
Этот отрывок относится к басне.
Басни — это жанр литературы, в котором содержится нравоучение (мораль), часто выраженное в стихотворной форме. Приведённый текст отражает основную черту басен: он содержит вывод о недостатках человеческой натуры (невежестве) и имеет обобщённый характер.
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
3
Задание 3
Четвероклассники Агния и Владимир после изучения произведения М.М. Пришвина «Выскочка» высказали своё мнение.
Агния: «На мой взгляд, рассказ «Выскочка» заставляет задуматься о том, что к любому делу нужно подходить с умом и действовать сообща.»
Владимир: «А мне кажется, Пришвин хотел донести до читателей мысль, что высокомерие и несдержанность приводят к неприятностям.»
Кто из четвероклассников прав?
Запиши свой ответ, обоснуй его. (Почему ты так считаешь?)

Ответ и пояснение нажмите
Пояснение:
Оба четвероклассника правы, так как их мнения отражают ключевые идеи рассказа «Выскочка» М.М. Пришвина.
Агния подметила важный аспект рассказа: чтобы достичь успеха, необходимо подходить к делу с умом и учитывать мнение окружающих, действуя в согласии с другими. Это видно из ситуации, когда неразумное поведение выскочки привело к разладу.
Владимир же обратил внимание на другой важный урок произведения — высокомерие и несдержанность героя стали причиной его неудачи. Выскочка, стремясь выделиться, допустил ошибки, которые принесли ему неприятности.
Таким образом, мнения Агнии и Владимира дополняют друг друга и помогают увидеть полное содержание нравственного урока рассказа.
Ответ:
Возможный вариант ответа:
Правы оба. Не всегда некоторые вопросы можно решить самостоятельно. Рассказ учит тому, что цели проще добиться, действуя сообща, а не в одиночку. Если бы не Выскочка, остальным сорокам, которые действовали сообща, наверняка удалось бы заполучить вторую кость Вьюшки.
Наглецов никто не любит, и никто им не сочувствует, поэтому высокомерная птица была наказана.
(Содержание ответа может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.)
Задание 4
На рисунке буквами отмечены тематические разделы детской библиотеки и цифрами — книги, которые брали читатели.
А) БАСНИ
Б) БЫЛИНЫ
В) РАССКАЗЫ
Г) СКАЗКИ
1) Три богатыря
2) Лев Толстой «Акула»
3) И. Крылов «Ворона и лисица»
4) А. Н. Толстой «Приключение Буратино»

В какой раздел следует поставить каждую книгу?
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.
Ответ:
| А | Б | В | Г |
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
| А | Б | В | Г |
| 3 | 1 | 2 | 4 |
Задание 5
Прочитай тексты.
1) Случилось, талая вода проникла в глубь снега и разбудила спящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка. Он выполз из-под снега наверх, решил по глупости, что началась настоящая весна, и отправился путешествовать.
2) У лягушек сравнительно большая голова плоской формы, по краям которой располагаются выпуклые глаза. У этих животных, по сравнению с некоторыми другими представителями отряда, имеется по две пары век — нижние и верхние.
3) Лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут есть её, большую и толстую квакушку, но всё-таки, на всякий случай, она нырнула под корягу. Однако, подумав, она решила высунуть из воды голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки.
4) Лягушки считаются хищными животными, поскольку питаются животной пищей, представленной различными насекомыми. Кроме этого, в их рацион питания входят различные виды бабочек и мелкие беспозвоночные.
Какие тексты относятся к художественным?
Выбери верные тексты и запиши в строку ответа их номера.
Ответ и пояснение нажмите
Пояснение:
Художественные тексты — это те, которые описывают события или явления с помощью образных средств, направленных на привлечение читательского внимания и передачу эмоционального впечатления.
В данном случае художественными являются тексты 1 и 3, так как они содержат описание событий с участием лягушек, включают элементы вымысла и эмоциональности. Тексты 2 и 4 — научные, так как представляют фактическую информацию в научном стиле.
Ответ:
К научно-познавательным относятся тексты, номера которых:
1 3
ИЛИ можно записать:
3 1
Задание 6
Рассмотри портреты русских поэтов.
Д.И. Хармс
Б.В. Заходер
Г.В. Сапгир
А.Н. Плещеев

6. 1. Выбери верное утверждение.
1) Даниил Иванович Хармс написал басню «Мартышка и очки».
2) Борис Владимирович Заходер — автор поучительного сказа «Ветер и Солнце».
3) Генрих Вениаминович Сапгир в рассказе «Русский лес» описал великолепие природы в разное время года.
4) Алексей Николаевич Плещеев в стихотворении «Дети и птичка» учит любить природу, наслаждаться птичьими песнями.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
4
6. 2. Запиши по одному названию произведений Д.И. Хармса и Б.В. Заходера.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
Д.И. Хармс: «Игра», «Вы знаете», «Что это было?».
Б.В. Заходер: «Товарищам детям», «Что красивей всего?».
(Допускаются другие варианты названий произведений данных авторов.)
Задание 7
В каком отрывке содержится сравнение?
1) Щебетанье воробьёв,
Тонкий свист синиц.
К.Д. Бальмонт «Весёлая осень»
2) Ветер гнёт струи в изгибы,
Словно стебли камыша.
В.Я. Брюсов «Весенний дождь»
3) Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
В.Я. Брюсов «Опять сон»
4) И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок…
Н.А. Некрасов «Однажды, в студёную зимнюю пору…»
Ответ и пояснение нажмите
Пояснение:
Сравнение — это художественный приём, в котором одно явление уподобляется другому с использованием слов «как», «словно», «будто» или аналогичных.
В данном случае сравнение содержится в отрывке 2):
«Ветер гнёт струи в изгибы,
Словно стебли камыша.»
Здесь используется слово «словно», чтобы уподобить изгибы струй стеблям камыша.
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
2
Прочитай тексты 1 и 2 и выполни задания 8—14
Текст 1
Любовь Воронкова — писательница, на добрых произведениях которой воспитано не одно поколение детей. Помимо рассказов и повестей для юной аудитории, она писала исторические романы, переносившие читателей в давно ушедшие времена.
О своём детстве Любовь Фёдоровна рассказывает в автобиографической повести «Детство на окраине». Девочка росла очень талантливой. Она начала сочинять стихи с ранних лет, а также увлекалась рисованием. Рисовала всюду, даже на земле. Мечтала быть художницей. Самым дорогим подарком, памятным на всю жизнь, оказалась для неё коробка цветных карандашей. Учительница, заметив способности своей ученицы к рисованию, помогла ей поступить в Строгановское училище.
Текст 2
Живой фонарик
Отец поздно возвращался с работы. Ваня вышел встретить отца, и они вместе пошли домой.
— Темно в роще, — сказал Ваня, — тропинки не видно, как бы не сбиться.
— Вот, возьми себе фонарик да свети на тропинку! — сказал отец.
— Где фонарик? — спросил Ваня.
— А вот, в траве светится.
Ваня пригляделся и увидел «фонарик»: маленький, как искорка, светился в тёмной траве зелёный огонёк. Он взял искорку вместе с травой и бережно понёс его.
Когда пришли домой, Ваня ещё с крыльца закричал: — Мама! Бабушка! Посмотрите, какой мы фонарик нашли!
Вбежал в избу, раскрыл ладони.
— Видно, я слепая стала, — сказала бабушка, — не вижу фонарика.
— Ия фонарика не вижу, — сказала мать.
Ваня раскрыл ладони пошире — только горсть травы!
— Как же он потерялся? — прошептал Ваня. У него готовы были брызнуть слёзы. Но Ваня был крепкий: сжал зубы, поморгал глазами и не заплакал.
— Давай-ка поищем, — сказал отец.
Они разложили траву на столе.
Вдруг Ваня сказал:
— Смотри, червяк откуда-то взялся! — и хотел выкинуть маленького червяка, который прятался в траве.
— Погоди,— остановил его отец, — ведь это и есть твой фонарик, только он испугался.
Ваня выключил свет. И вдруг среди мокрых лесных травинок и листиков тихонько зажёгся маленький лесной огонёк.
Ваня был очень рад, что принёс такую удивительную находку. Он глядел на светлячка и смеялся.
(По Л. Воронковой)
Задание 8
На основе прочитанных текстов определи верность следующих утверждений.
А. В рассказе «Живой фонарик» повествуется о мальчике Ване, который нашёл в траве зелёный огонёк.
Б. Самым дорогим и памятным подарком на всю жизнь для Любови Фёдоровны Воронковой стала книга сказок.
1) верно только утверждение А
2) верно только утверждение Б
3) оба утверждения верны
4) оба утверждения неверны
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
1
Задание 9
Прочитай предложения и определи последовательность событий в соответствии с содержанием текста 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
□ Маленький, как искорка, светился в тёмной траве зелёный огонёк.
□ — Как же он потерялся? — прошептал Ваня. Ваня был очень рад, что принёс такую удивительную находку.
□ — Посмотрите, какой мы фонарик нашли!
1 — Темно в роще, — сказал Ваня.
□ — Смотри, червяк откуда-то взялся!
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
Цифры необходимо записать в пустые окошки сверху вниз.
2 4 6 3 1 5
Задание 10
Как Ваня сдерживал слёзы, когда светлячок «потерялся»?
1) потёр глаза
2) сжал зубы
3) поморгал глазами
4) закусил губу
5) сжал кулаки
Выбери верные выражения и запиши в строку ответа их номера.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
2 3
ИЛИ можно записать:
3 2
Задание 11
На основе содержания текстов установи соответствие между словом и его значением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
| А) светлячок
Б) поколение В) искорка |
1) мельчайшая частичка горящего или раскалённого вещества 2) жучок, светящийся в темноте 3) объединение людей, родившихся в определённый период 4) мелкая блестящая, сверкающая частица чего-либо, светящаяся точка |
Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
| А | Б | В |
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
Правильный ответ должен содержать:
| А | Б | В |
| 2 | 3 | 4 |
Задание 12
Почему светлячок перестал светиться?
1) заснул
2) устал
3) испугался
4) притворился мёртвым
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
3
Задание 13
Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Живой фонарик»?
1) Мальчик с папой пошли домой через осиновую рощу.
2) Маленький «фонарик» светился в тёмной траве жёлтым огоньком.
3) Ваня был рад, что у него такая удивительная находка.
4) Ваня с отцом принесли домой светлячка.
5) Среди листиков и травинок мальчик нашёл жучка-короеда.
Выбери верные утверждения и впиши в строку ответа их номера.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
3 4
ИЛИ можно записать:
4 3
Задание 14
Как ты понимаешь смысл пословицы «Каких только чудес не бывает на свете!»?
Запиши своё мнение, обоснуй его (почему ты так считаешь?), опираясь на содержание текста 2.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
Ваня благодаря отцу узнал о чудесной лесной тайне, о живом фонарике. Маленький невзрачный червячок оказался светлячком. Ваня был очень рад и очень гордился, что принёс такую удивительную находку домой.
(Содержание ответа может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.)


Комментарии
Имба

у меня руки работников из крана текут

Я гей

Оаоаоаоаоаооаоаоаоаоао спасибо
Ну понятно, откуда мои дети списывают …
Топово кто делает совету а я в кондиции пошел
Идите нахуй

приколно всё кроме 3 и 14
мы получили 2

не верится
👍👍👍👍👍👍👍👍
Ну.. Норм😔
Вау, круто, все быстро сделала, но для меня текста для 14 задания мало(
но все равно спасибо! 
Выручили 👍👍👍😼😀
Спасибо за выручку >3