На этой странице Вы найдете ответы к ВПР по литературному чтению за 4 класс для 4 варианта. В данном решебнике предоставлены 10 вариантов типовых заданий по литературе.
Инструкция нажмите
Инструкция по выполнению всероссийской проверочной работы:
На выполнение проверочной работы по литературному чтению отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 14 заданий.
Ответы на задания запиши в поля ответов в тексте работы. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Задание 1
Что не относится к фольклору?
1) повести
2) былины
3) загадки
Ответ и пояснение нажмите
Пояснение:
Правильный ответ: 1) повести.
- Повести — это жанр авторской литературы, созданный конкретным писателем.
- Былины и загадки являются жанрами устного народного творчества, передаваемыми из поколения в поколение.
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
1
Задание 2
Прочитай отрывок.
Сорока-белобока
Жила одиноко,
Скакала, скакала,
Гостей поджидала,
Кашку сварила,
Гостей угостила!
Определи, к какому литературному жанру относится данное предложение.
1) басня
2) прибаутка
3) загадка
4) стихотворение
Ответ и пояснение нажмите
Решение:
Правильный ответ: 2) прибаутка.
Этот отрывок представляет собой короткий, ритмичный и весёлый рассказ с элементами игры, характерный для жанра прибауток. Они часто используются для развлечения детей.
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
2
Задание 3
Четвероклассники Ирина и Тимур после изучения басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень» высказали своё мнение.
Ирина: «На мой взгляд, главная мысль басни Толстого: важны не столько сила и богатство, сколько смекалка и находчивость.»
Тимур: «А мне кажется, Толстой хотел донести читателю, что в безысходной ситуации всегда можно найти простой доступный и остроумный выход.»
Кто из четвероклассников прав?
Запиши свой ответ, обоснуй его. (Почему ты так считаешь?)

Ответ и пояснение нажмите
Пояснение:
Правильный ответ: оба четвероклассника правы.
Басня Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень» подчёркивает важность смекалки и находчивости, которые помогают справиться с трудной задачей. Ирина верно заметила, что автор ставит ум выше силы и богатства. Тимур также прав, так как басня показывает, что даже в сложной ситуации можно найти простой и оригинальный выход, если подойти к делу с умом. Обе идеи дополняют друг друга и отражают главную мысль произведения.
Ответ:
Возможный вариант ответа:
Оба правы. Главная мысль басни заключается в том, что иногда очень сложные ситуации решаются простым способом и требуют небольших затрат. Нужно лишь проявить смекалку, и проблема будет решена.
(Содержание ответа может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.)
Задание 4
На рисунке буквами отмечены тематические разделы детской библиотеки и цифрами — книги, которые брали читатели.
А) ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
Б) ИСТОРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
В) СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Г) УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
1) Олег Тихомиров «На поле тиковом»
2) Вадим Худяков «Как открыли Русскую Америку»
3) Колыбельные, песенки потешки, прибаутки
4) Энциклопедия школьника

В какой раздел следует поставить каждую книгу?
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.
Ответ:
| А | Б | В | Г |
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
| А | Б | В | Г |
| 2 | 1 | 4 | 3 |
Задание 5
Прочитай тексты.
1) Зинька была молодая синичка, и своего гнезда у неё не было. Целый день она перелетала с места на место, прыгала по заборам, по ветвям, по крышам, — синицы народ бойкий. А к вечеру присмотрит себе пустое дупло или щёлку какую под крышей, забьётся туда и переспит ночку.
2) Самый распространённый вид — большая синица — обитает на обширных пространствах Евразии и на самом севере Африки. В основном предпочитает селиться в лиственных лесах, выбирая для строительства гнёзд окраины таких открытых мест, как поляны и опушки.
3) Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами. Наконец, показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук.
4) Барсук является млекопитающим животным и ведёт хищный образ жизни. Барсуки делятся на множество видов, которые отличаются повадками, внешностью и местами обитания.
Какие тексты относятся к научно-познавательным?
Выбери верные тексты и запиши в строку ответа их номера.
Ответ и пояснение нажмите
Пояснение:
Научно-познавательные тексты: 2, 4.
- Текст 2 описывает биологические особенности большой синицы, её места обитания и предпочтения при выборе среды для гнездования. Это научное описание.
- Текст 4 предоставляет сведения о барсуках, их классификации, повадках и местах обитания, что также относится к научно-познавательным текстам.
Тексты 1 и 3 относятся к художественным, так как рассказывают о животных в форме повествования, с использованием художественных образов.
Ответ:
К научно-познавательным относятся тексты, номера которых:
2 4
ИЛИ можно записать:
4 2
Задание 6
Рассмотри портреты детских писателей.
В.Ю. Драгунский
В.А. Осеева
Э.Н. Успенский
А.П. Гайдар

6. 1. Выбери верное утверждение.
1) Аркадий Петрович Гайдар писал стихи для детей.
2) Валентина Александровна Осеева написала сказку «Конёк-горбунок».
3) Виктор Юзефович Драгунский — автор добрых, остроумных и поучительных рассказов для детей.
4) Эдуард Николаевич Успенский — талантливый детский баснописец.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
3
6. 2. Запиши по одному названию произведений В.Ю. Драгунского и Э.Н. Успенского.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
В.Ю. Драгунский: «Он живой и светится…», «Надо иметь чувство юмора», «Заколдованная буква».
Э.Н. Успенский: «Каникулы в Простоквашино», «Про Веру и Анфису», «Дядя Фёдор, пёс и кот».
(Допускаются другие варианты названий произведений данных авторов.)
Задание 7
В каком отрывке содержится сравнение?
1) Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух.
К.Г. Паустовский «Барсучий нос»
2) Стоит слон, будто серая гора высится: ноги как брёвна, уши как два паруса.
Е.И. Чарушин «Животные жарких и холодных стран»
3) Волки, лисицы, ястреба, совы, даже маленькие хищные горностаи и ласки издали замечают белую шёрстку и белые перья на чёрных проталинах.
В.В. Бианки «Лесная газета»
4) Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи.
К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
Ответ и пояснение нажмите
Пояснение:
Сравнение содержится в отрывке 2:
«Стоит слон, будто серая гора высится: ноги как брёвна, уши как два паруса.»
Сравнение выражается словами «будто», «как», которые сопоставляют слона с горой, ноги с брёвнами, а уши с парусами.
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
2
Прочитай тексты 1 и 2 и выполни задания 8—14
Текст 1
Николай Иванович Сладков любил писать для детей, они были его самыми благодарными и искренними поклонниками. Он помнил своё детство, своё увлечение природой и необходимость в книгах, которые раскрывали ему таинственный мир растений и животных.
В 80-е годы вышли книги Сладкова под названием «Иду я по лесу», «В лес по загадки», «Азбука леса». Их по праву можно считать научным пособием юного следопыта. Сладков учит своих маленьких читателей наблюдать за природой, даёт описание нор животных, их следов и манеру охотиться. Красочным дополнением этих рассказов служили фотографии, которые писатель сделал самостоятельно.
Текст 2
Рыцарь
Никто и никогда не нападал на меня в воде. Даже большие зубастые щуки. И вдруг накинулся малыш ростом с палец! Тело его защищено широкими блестящими пластинками. Как у рыцаря, закованного в золотистые латы. На горбу трезубец — три колючки. На груди ещё две, как два кинжала. Рыцарь грозно растопырил все свои пять колючек и бесстрашно встал на моём пути. Он прямо весь потемнел от гнева, и глаза его позеленели от злости. Рыбка маленькая, да удаленькая. Я попятился назад, поднимая ластами илистую муть со дна. Скорей укрылся за кустом пушистого роголистника и стал смотреть. И тут открылась мне тайна маленького смелого рыцаря: оказывается, он сторожил свой дом! А в домике была икра. Никто не мог безнаказанно приблизиться к его дому. Грозя колючками, он бросался даже на больших рыб. Ни на миг он не забывал о врагах. Он сразу «менялся в лице», глаза его зеленели, и на скулах выступали красные пятна. Даже белый живот краснел от гнева. По цвету живота можно было сразу узнать его настроение. Колюшка-папа сторожил свой дом. Колюшка-папа очень заботливая рыбка — не то что колюшка-мама. Колюшка-мама отложит икру — и поминай как звали. А колюшка-папа икру стережёт. А потом пасёт своих непоседливых колюшат. Самых бойких и непослушных, убегающих из дома, он хватает ртом, тащит назад и выплёвывает прямо в дверь. Я выбрался из куста роголистника и поплыл в сторону от рыбьего домика.
(По Н. Сладкову)
Задание 8
На основе прочитанных текстов определи верность следующих утверждений.
А. Из рассказа «Рыцарь» узнаем, что у рыб есть особенности поведения из-за их образа жизни.
Б. Николай Иванович Сладков давал детям знания о природе ещё и в форме сказок.
1) верно только утверждение А
2) верно только утверждение Б
3) оба утверждения верны
4) оба утверждения неверны
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
1
Задание 9
Прочитай предложения и определи последовательность событий в соответствии с содержанием текста 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
□ И тут открылась мне тайна маленького смелого рыцаря.
□ Колюшка-папа очень заботливая рыбка.
1 И вдруг накинулся малыш ростом с палец!
□ Я выбрался из куста роголистника и поплыл в сторону от рыбьего домика.
□ Ни на миг он не забывал о врагах.
□ Рыцарь грозно растопырил все свои пять колючек и бесстрашно встал на моём пути.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
Цифры необходимо записать в пустые окошки сверху вниз.
3 5 1 6 4 2
Задание 10
Из чего можно сделать вывод, что колюшка заботливый отец?
1) вынашивает икру во рту
2) укрывает мальков в траве
3) икру стережёт
4) пасёт своих колюшат
5) темнеет от гнева
Выбери верные выражения и запиши в строку ответа их номера.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
3 4
ИЛИ можно записать:
4 3
Задание 11
На основе содержания текстов установи соответствие между словом и его значением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
|
Словосочетания А) илистая муть Б) золотистые латы В) юный следопыт |
Значения словосочетаний 1) доспехи, применявшиеся в древние века для защиты воина |
Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
| А | Б | В |
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
Правильный ответ должен содержать:
| А | Б | В |
| 4 | 1 | 2 |
Задание 12
Как можно узнать о настроении колюшки?
1) неожиданно набрасывается на врага
2) белый живот краснеет от гнева
3) надувается как шар
4) глаза его краснеют
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
2
Задание 13
Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Рыцарь»?
1) Колюшка-мама сторожила свой дом.
2) По размеру колюшка ростом с ладонь.
3) Икру и подрастающих мальков охраняет колюшка-папа.
4) Во время опасности колюшки растопыривают все свои колючки.
5) Рассказчик укрылся за кустом тростника и стал смотреть за колюшкой.
Выбери верные утверждения и впиши в строку ответа их номера.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
3 4
ИЛИ можно записать:
4 3
Задание 14
Как ты понимаешь смысл фразы «Рыбка маленькая, да удаленькая»?
Запиши своё мнение, обоснуй его (почему ты так считаешь?), опираясь на содержание текста 2.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
Так говорят про того, кто внешне не производит впечатления сильного, но проявляет себя таким. Не стоит судить по внешности. Колюшка — рыбка маленькая, но бесстрашная. Если видел опасность для икры или мальков, то бросался даже на больших рыб.
(Содержание ответа может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.)


Комментарии
спасибо большое

Спасибо 🥺 очень помогло
ноы ерчерпсен

Спасибо!!! Очень помогло
Я списала спс
говно приределалай
Ну норм надеюсь будет оценка 5-4 ну если нет по примеру 2 то исправлю на 3 будет 3 исправлю на 5 аххатну а так норм училка завтра привирять будет
чяяявявявявя
👎👎👎👎👎
👎👎👎👎👎
СПАСИБО ЗА ПРЕКРАСНЫЙ САЙТ С ОБЯСНЕНИЕМ

Спасибо большое за все гдз в яндексе всем

😭😭😭😭😭😭😭😭😭😭
Замечательно спасибо большое за ГДЗ а то бы 2 поставили