На этой странице Вы найдете ответы к ВПР по литературному чтению за 4 класс для 19 варианта. В данном решебнике предоставлены 25 вариантов типовых заданий по литературе.
Инструкция нажмите
Инструкция по выполнению всероссийской проверочной работы:
На выполнение проверочной работы по литературному чтению отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 14 заданий.
Ответы на задания запиши в поля ответов в тексте работы. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Задание 1
Какая сказка не относится к фольклорной?
1) «Финист — ясный сокол»
2) «Двенадцать месяцев»
3) «Крошечка-Хаврошечка»
Ответ и пояснение нажмите
Пояснение:
Правильный ответ: 2) «Двенадцать месяцев».
- «Финист — ясный сокол» и «Крошечка-Хаврошечка» — это фольклорные сказки, которые передавались устно из поколения в поколение и являются частью народного творчества.
- «Двенадцать месяцев» — литературная сказка, написанная С.М. Маршаком. Она имеет конкретного автора, что отличает её от фольклорных произведений.
Литературные сказки создаются писателями, а фольклорные — народом.
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
2
Задание 2
Прочитай отрывок.
Плыву на лодочке, а за мной по воде плывёт Хромка — моя подсадная охотничья уточка. Эта уточка вышла из диких уток, а теперь она служит мне, человеку, и своим утиным криком подманивает в мой охотничий шалаш диких селезней.
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
1) загадка
2) сказка
3) басня
4) рассказ
Ответ и пояснение нажмите
Решение:
Правильный ответ: 4) рассказ.
- В данном отрывке рассказывается о реальной ситуации — охоте с помощью подсадной утки.
- Текст содержит описание конкретных действий и наблюдений, характерных для рассказа: личный опыт, сюжетную линию и детали.
- Это не загадка, так как здесь нет вопросов с завуалированным ответом. Не сказка, так как отсутствуют вымышленные персонажи и волшебные элементы. И не басня, потому что отсутствует мораль и аллегория.
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
4
Задание 3
Четвероклассники Динара и Илья после изучения произведения Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» высказали своё мнение.
Динара: «На мой взгляд, главная мысль произведения в том, что не надо терять понапрасну время.»
Илья: «А мне кажется, что автор хотел донести до читателя, что время это главная ценность человека.»
Кто из четвероклассников прав?
Запиши свой ответ, обоснуй его. (Почему ты так считаешь?)

Ответ и пояснение нажмите
Пояснение:
Правильный ответ: оба четвероклассника правы, но их мнения дополняют друг друга.
Произведение Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» учит бережному отношению к времени. В нём подчёркивается, что время — ценность, которой нельзя растрачивать понапрасну, так как оно невосполнимо.
- Динара права, потому что произведение действительно показывает, как важно не тратить время впустую. Это иллюстрируется на примере героев, которые, теряя время, превращаются в стариков.
- Илья тоже прав, так как автор подчёркивает, что время — это бесценный ресурс, и его рациональное использование является важнейшей составляющей жизни.
Мнение Динары акцентирует внимание на том, как не стоит поступать, а мнение Ильи — на значении времени для человека. Оба взгляда отражают основную мысль произведения, дополняя друг друга.
Ответ:
Возможный вариант ответа:
Правы оба. Время тратить понапрасну не стоит. Всё зависит от нас самих, нужно научиться меняться в лучшую сторону, воспитывать в себе хорошие качества. Ценить время, не откладывать дела на потом. Время — это жизнь, а жизнь дана на добрые дела. Время, действительно, одна из главных ценностей человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну.
(Содержание ответа может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.)
Задание 4
На рисунке буквами отмечены тематические разделы детской библиотеки и цифрами — книги, которые брали читатели.
А) ПРОФЕССИИ
Б) ИСКУССТВО
В) ТРАНСПОРТ
Г) ИСТОРИЯ
1) Энциклопедия поезда
2) Кем мне стать?
3) С. П. Бородин «Дмитрий Донской»
4) Знакомство с миром театра

В какой раздел следует поставить каждую книгу?
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.
Ответ:
| А | Б | В | Г |
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
| А | Б | В | Г |
| 2 | 4 | 1 | 3 |
Задание 5
Прочитай тексты.
1) Грибники вышли на полянку, на которой было очень много пеньков. И тут Света увидела на нескольких пнях целые семейки грибов: шляпки жёлто-золотистые, а в их центре выступающий бугорок, ножки тонкие и круглые. — Это летние опята, — сказал дедушка.
2) Распознать опёнка довольно легко благодаря некоторым уникальным особенностям внешнего вида. Гриб имеет тонкую, но длинную ножку, которая способна вырастать до 16 см в высоту. Её цвет зачастую является светло-коричневым, но в зависимости от видовой принадлежности и окружающих условий может иметь тёмный оттенок. Причём у основания её оттенок темнее.
3) Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца — подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка.
4) Бессменный лидер среди лесных грибов — белый — представитель рода боровиков. Между собой грибники его также называют глухарём, ковылом, медвежником и желтяком.
Какие тексты относятся к художественным?
Выбери верные тексты и запиши в строку ответа их номера.
Ответ и пояснение нажмите
Пояснение:
Художественные тексты — это тексты, которые имеют образное описание и эмоциональную окраску. В данном случае художественными являются тексты 1 и 3, так как они передают описание грибов с помощью ярких и образных выражений:
- В тексте 1 присутствует описание опят, сравнение их с семейками на пнях.
- В тексте 3 грибы описаны с использованием образов (сыроежки — «похожи на розовые цветочки», лисички — «в жёлтых китайских шапочках»).
Ответ:
К научно-познавательным относятся тексты, номера которых:
1 3
ИЛИ можно записать:
3 1
Задание 6
Рассмотри портреты русских писателей.
Е.Л. Шварц
В.П. Катаев
В.А. Жуковский
А.Н. Толстой

6. 1. Выбери верное утверждение.
1) Евгений Львович Шварц все свои произведения написал в стихотворной форме.
2) Валентин Петрович Катаев писал сказки, стихи и басни для детей.
3) Василий Андреевич Жуковский — автор стихотворения «Жаворонок».
4) В творчестве Алексея Николаевича Толстого есть совсем маленькие произведения для детей, которые он включил в свою «Азбуку».
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
3
6. 2. Запиши по одному названию произведений В.П. Катаева и А.Н. Толстого.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
В.П. Катаев: «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик».
А.Н. Толстой: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Сорочьи сказки».
(Допускаются другие варианты названий произведений данных авторов.)
Задание 7
В каком отрывке содержится метафора?
1) Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло.
К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
2) В густом лесу на горе было темно, как под крышей. Но вот вышла луна из-за тучи, и сейчас же засверкали, заблестели снежинки.
В.В. Бианки «Голубой зверёк»
3) Все листья с деревьев давно опали, перелётные птицы улетели на юг, нигде не пискнет ни одна птичка; только холодный ветер посвистывает среди голых обледенелых сучьев.
ГА. Скребицкий «Белая шубка»
4) Озеро подёрнулось морщинами, тени на воде заколыхались, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно.
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
Ответ и пояснение нажмите
Пояснение:
Метафора содержится в следующем отрывке:
4) Озеро подёрнулось морщинами, тени на воде заколыхались, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно.
Здесь используется метафора «озеро подёрнулось морщинами», которая наделяет озеро качествами, свойственными человеку, и помогает передать состояние воды, похожее на морщины на коже.
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
4
Прочитай тексты 1 и 2 и выполни задания 8—14
Текст 1
Виталий Валентинович Бианки — советский писатель, автор многих произведений для детей. Он очень любил природу и раскрывал её загадки юным читателям на страницах своих книг.
Большинство его рассказов посвящено лесу, который он хорошо знал с детства. Произведения писателя учат любить природу и бережно к ней относиться, наблюдать за животными и быть готовым всегда прийти на помощь слабому.
Текст 2
Мастера без топора
Услышал я как-то: «Без рук, без топорёнка построена избёнка». Что такое? Оказывается, — птичье гнездо. Поглядел я, — верно! Вот сорочье гнездо: как из брёвен, всё из сучьев сложено, пол глиной вымазан, соломкой устлан, посерёдке вход; крыша из веток. Чем не избёнка? А топора сорока никогда и в лапках не держала. Крепко тут пожалел я птицу: трудно им свои жилища без рук, без топорёнка строить! Стал я думать: как их горю пособить? Рук им не приделаешь. А вот топор… Достал я топорёнок и побежал к речке.
Глядь, там по кусточкам ремез-синичка скачет, — с ивы пух собирает.
— На что тебе пух, ремез? — спрашиваю.
— Гнездо из него делаю, — говорит. — Гнездо у меня пуховое, мягкое, — что твоя варежка. «Ну, — думаю про себя, — этому топорёнок тоже ни к чему — пух собирать…»
Побежал дальше. Прибежал к дому. Глядь, под каря низом ласточка-касаточка хлопочет — гнёздышко лепит. Носиком глину приминает. «Ну, — думаю, — и тут мой топорёнок ни при чём». Побежал дальше.
Прибежал в рощу. А там дятел. Сидит на берёзе и плотничает, дупло себе делает — детей выводить. Я к нему: «Дятел, дятел, стой носом тукать! Гляди, какой я тебе инструмент принёс: настоящий топорёнок! «Поглядел дятел на топорёнок и говорит: «Спасибо, только мне твой инструмент ни к чему. Клюв у меня крепкий и мощный, как долото. Только щепки летят да труха!» Смутил меня дятел: птицы-то, видно, все — мастера без топора.
(По В. Бианки)
Задание 8
На основе прочитанных текстов определи верность следующих утверждений.
А. Большинство рассказов В. Бианки посвящено лесу, который автор хорошо знал с детства.
Б. Рассказчик восхищается удивительной способностью птиц соорудить себе жилище собственными силами.
1) верно только утверждение А
2) верно только утверждение Б
3) оба утверждения верны
4) оба утверждения неверны
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
3
Задание 9
Прочитай предложения и определи последовательность событий в соответствии с содержанием текста 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
□ Глядь, под карнизом ласточка-касаточка хлопочет — гнёздышко лепит.
□ Клюв у дятла крепкий и мощный, как долото.
□ Глядь, там по кусточкам ремез-синичка скачет, — с ивы пух собирает.
□ Достал я топорёнок, побежал к речке.
1 Стал я думать: как их горю пособить?
□ Прибежал в рощу.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
Цифры необходимо записать в пустые окошки сверху вниз.
4 6 3 2 1 5
Задание 10
Какие птицы при строительстве гнезда используют глину?
1) воробьи
2) сороки
3) синички
4) ласточки
5) дятлы
Выбери верные выражения и запиши в строку ответа их номера.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
2 4
ИЛИ можно записать:
4 2
Задание 11
На основе содержания текстов установи соответствие между словом и его значением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
|
Слова А) пособить |
Значения слов 1) разгадывать |
Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
| А | Б | В |
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
Правильный ответ должен содержать:
| А | Б | В |
| 3 | 1 | 2 |
Задание 12
Где автор увидел дупло дятла?
1) у дома
2) на лугу
3) в роще
4) у речки
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
В правильном ответе должно быть написано:
3
Задание 13
Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Мастера без топора»?
1) Автор достал топорёнок и побежал к озеру.
2) Ремез-синичка собирала пух с берёзы.
3) Под карнизом ласточка-касаточка лапками глину приминала.
4) В сорочьем гнезде крыша из веток.
5) Никому из птиц помощь рассказчика не пригодилась.
Выбери верные утверждения и впиши в строку ответа их номера.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
4 5
ИЛИ можно записать:
5 4
Задание 14
Как ты думаешь, какова главная мысль рассказа «Мастера без топора»?
Запиши своё мнение, обоснуй его (почему ты так считаешь?), опираясь на содержание текста 2.
Ответ и пояснение нажмите
Ответ:
Природой всё предусмотрено, и у каждой птички свои методы постройки своего жилища.
ИЛИ можно записать:
Главная мысль рассказа заключается в том, что природа удивительна и совершенна, и у каждого существа есть свои уникальные способности для выполнения своих задач, которые не всегда требуют человеческих инструментов. Рассказ через примеры с разными птицами показывает, как они строят свои гнезда без использования «топора» или других инструментов, полагаясь на свои природные способности: клюв, лапки, пух и т. д. Это напоминает о важности уникальности каждого живого существа и о том, что человек не всегда нужен для создания или улучшения того, что создано природой.
(Содержание ответа может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.)


Комментарии
Очень помогло спасибо
МНОГО РЕКЛАМЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

ДАНА ХУЙ СОСАЛА
Сусное решение

СОСАЛ?

аааааооалпрыксщшажущп
СПАСИБО
❤️❤️
Большое спасибо Благодаря вам я сделал ВПР и проверила